14 августа 2023 в 10:00

Игротерапия в работе с детьми: практический опыт

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум»

К. Г. Юнг

Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра, через нее они всесторонне развиваются и в ней отражают действительность. Также игра является мостиком для взаимодействия взрослого с ребенком. Ели вы первый раз видите ребенка, и он не желает с вами контактировать, то скажите ему «пойдем, поиграем» и в 99% случаев, ребенок ваш целиком и полностью. Бывают случаи, когда дети расшалятся и очень не просто их успокоить, в таких случаях незаменимым помощником является игра «Кричалки-шепталки-молчалки» Т.Н. Образцовой. Так как мне часто приходится прибегать к данной игре спонтанно, то используются подручные инструменты для проведения игры, это могут быть кубики из конструктора и просто листы цветной бумаги или что-то другое. Главным условием подбора инструмента для игры является наличие трех цветов: красный, желтый, зеленый. А условия игры такие, когда детям предъявляется красный цвет – дети бегают, шумят, когда желтый цвет – дети что-то друг другу говорят тихо на ушко, а когда предъявляется зеленый цвет – дети замолкают и не двигаются. Понятно, что если данная игра используется, главным образом, для успокоения, то чаще, конечно, используется зеленый цвет. А в целом назначение игры – развитие внимание и умение действовать по образцу. Обожаю эту игру и часто ее использую, детям она тоже очень нравиться.

Игра «Лепешка» является незаменимым инструментом в моей работе, помогает снять эмоциональное напряжение и агрессию, способствует развитию коммуникативных навыков, чаще всего провожу ее с младшими школьниками. Поле для этой игры мы с детьми изготовили вместе. Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которое служит в качестве фишки. Начало игры начинается на поле «старт». Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка. Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку-фишку через соответствующее количество полей. Начинает игру самый младший из игроков. Он кидает кубик, делает ход и попадает, как правило, на поле другого цвета. Игрок, на цвет поля которого попала фигура другого цвета, может фигурку «чужака» превратить в лепёшку, а может и пустить погостить у себя дома без повреждений, если «чужак» с ним договорится об этом. На полях своего цвета фигура находится у себя дома. В своем доме фигура может залечить раны, если был до этого поврежден. Выигрывает тот, кто приходит на «финиш» первым – целым и невредимым. Как правило, в первый раз дети фишки «чужаков» с удовольствием превращают в лепешки (дети, фишки которых стали лепешками расстраиваются), а когда затем попадают на поле игрока, которого они превратили до этого в лепешку, тоже незамедлительно превращают в лепешку. Дети тут же начинают негодовать «как же так». И только в конце игры, когда на финиш приходят все лепехами, начинают все понимать, что никто не выиграл, нужно было прийти на финиш целой фишкой и сразу начинают просить поиграть заново. Делаем второй круг игры, и вот тут обстановка начинает меняться – с криков все переходит в позитивное русло, дети становятся милашками, способными уговорить кого угодно, только для того чтобы другой игрок разрешил погостить у себя в доме и не превратил его в лепешку.

Подростки тоже на самом деле очень любят играть, но игру для них надо преподносить немного под другим «соусом». Они же чувствуют себя взрослыми, сам глагол «поиграть» вызывает у них скепсис. Тут просто нужен другой подход, подростком я чаще всего говорю «пойдемте, позанимаемся» и они охотно идут. Игры для подростков подбираются с учетом их индивидуальных особенностей. Бывает так, что в одно время у нас в отделении социальной реабилитации (временный приют) бывает два-три артистичных подростка, тогда я часто выбираю игру «Золушка на новый лад». Данная игра проводится с большим количеством персонажей и по времени она достаточно продолжительная – занимает час-полтора. В процессе игры, как правило, все участники веселятся, и я вместе с ними. Игра способствует поднятию настроения, но также она развивает воображение, коммуникативные навыки, и умение договариваться между собой.

Еще в пример хотелось бы привести игру «Запутанный клубок», в которой принимают участие все школьники. Участники становятся в круг, закрывают глаза, вытягивают руки вперед. По команде ведущего начинают сходиться, берут друг друга за руки (глаза при этом не открывают). Затем игроки пытаются раскрутиться, не разнимая рук, и стараются опять образовать круг. Это игра способствует развитию навыков общения.

Незаменимым помощником в ситуациях, когда необходимо установить доверительный контакте ребенком, выявить проблемные зоны в его личностном и межличностном развитии, провести коррекцию поведения – развить эмоционально-волевую сферу, сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, являются игры в песочницы, которые используются чаще всего с детьми от 5 лет и старше.

Это лишь маленькая доля того во что мы играем с детьми. Можно еще приводить очень много примеров. И на просторах интернета множество литературы, из которой можно почерпнуть различные игры и поиграть с детьми, доставив им и себе удовольствие.

Педагог-психолог Овчинникова Т.В.

Май 2024
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9