Родителям агрессивных детей следует установить причины деструктивного поведения своих детей. Помнить, что на формирование агрессивных форм поведения детей существенное влияние оказывают условия семейного воспитания. Основная задача родителей – относиться к ребенку с уважением и пониманием в любой ситуации.
Как правильно вести себя с подростками, проявляющими агрессию
Приведем некоторые конкретные рекомендации для родителей.
- Если агрессия подростков незначительная, не несет опасности для всех взаимодействующих сторон, то игнорируйте нежелательное поведение. В этом случае, не найдя подпитки негативных эмоций, подросток прекратит подобное поведение. Кроме этого, родители или педагоги могут выразить понимание эмоций и чувств подростка, выслушать и переключить его внимание на несложное задание.
- Обращайте внимание на поступки подростка, а не на его личность. Для того чтобы не переходить на личности, используйте технику объективного описания поведения: поговорите о том, как себя вел, что говорил подросток в конфликте, но не высказывать личностные суждения. Убедите подростка в том, что проявление агрессии принесет больше вреда ему самому. Для того чтобы снизить агрессию, предложите подростку возможные конструктивные формы поведения, установите с ним обратную связь.
- Сохраняйте контроль над собственными негативными эмоциями. Это важно, поскольку не подкрепляет и не усиливает агрессивное поведение подростка. Своим примером взрослый даёт понять, как именно нужно взаимодействовать с агрессивным человеком, формирует неагрессивную модель поведения.
- Основной задачей педагога или родителя, который сталкивается с агрессивным поведением подростка, является снижение эмоционального напряжения. Недопустимы сарказм, насмешки, повышение голоса и т.д. Нужно разговаривать только нейтральным тоном без обвинений и упреков. В случае, если конфликт является сложным, лучше обратиться за помощью к психологу, который специализируется на работе с подростками.
- Положительная репутация подростка не менее важна, чем разрешение конфликта. Обсудить агрессивное поведение и указать на недопустимые формы поведения необходимо с глазу на глаз. Необходимо обсуждать негативные поступки детей после того, как они успокоятся, проводить беседы лично. Хорошим решением будет компромисс и договоренность о нормах поведения.
Поведение взрослого как модель конструктивного поведения
Поведение взрослого как модель конструктивного поведения, направленная на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие методы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), которое дает возможность собеседнику высказаться. Оно выражается в умении внимательно молчать. Молчать – так собеседнику хочется, чтобы его услышали, и менее всего интересуют ваши замечания; внимательно – иначе человек обидится и общение оборвется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать, – поддерживать беседу, стараясь, чтобы ребенок полностью выговорился).
- пауза, которая позволяет ребенку успокоиться;
- создание покоя невербальными средствами;
- пояснение ситуации с помощью вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
- научите ребенка контролировать свои эмоции. Например, надо учить менять прямую агрессию на косвенную с помощью предметов-заменителей (например, поиграйте в бой подушками), избавляться от внутреннего напряжения через активные действия – занятия спортом, подвижные игры.
- развивайте у ребенка умение снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (детская йога, дыхательные техники, минутки тишины).
Чем старше ребенок, тем важнее для него не количество проведенного рядом с родителями времени, а качество. Желательно выделить «неприкосновенное время», когда ваше внимание целиком обращено на ребенка, когда вы ни на что не отвлекаетесь. Поговорить по душам, смастерить вместе что-нибудь интересное, почитать и обсудить вместе прочитанное – намного важнее, чем просто провести вместе день, когда при этом вы заняты своими делами, а ребенок скучает. Не забывайте про тактильный контакт: психологи утверждают, что даже для взрослого человека необходимы не менее 8 объятий в день!
Материал подготовлен методистом Анастасией Прокопенко
При подготовке материала использовался источник:
Пряничникова Я.Д. Коррекция агрессивного поведения детей и подростков в деятельности родителей, практических психологов и социальных педагогов учебных заведений разных типов // PEM: Psychology. Educology. Medicine». № 3, 2020. С. 105-114.